Материалы

Готовы ли мы к "мультимедиатизации" СМИ?

Тектонические сдвиги, происходящие в медиа в последние годы, выдвинули в повестку дня вопросы: "Сколько лет еще просуществует профессия журналиста" и "Когда социальные сети заменят СМИ?". А действительно, в какой медиапарадигме предстоит работать нам – представителям PR-индустрии? Как будет меняться система взаимодействия с журналистами, насколько готово профессиональное PR-сообщество к этим изменениям? Ответы на эти вопросы предлагает Виктория ЕВЛИКОВА, руководитель группы по работе со СМИ "Компании развития общественных связей", правда, оговорившись, что тему функционирования новых медиа - блогосферы и социальных сетей - пока оставляет без внимания.

На форуме "Медиа будущего", приуроченном к 70-летию "РИА Новости", тема происходящих в СМИ трансформаций была ключевой. "Мы живем в удивительное время, которое еще предстоит философски осмыслить", - сказала Наталья Лосева, заместитель главного редактора "РИА Новости" и один из идеологов перехода агентства на "мультимедийные рельсы".

Всего несколько лет назад понятие "мультимедийность" казалось лишь красивым словом, используемым с целью заинтересовать клиентов новыми технологиями в инструментарии агентств. И опция "мультимедийная пресс-конференция" воспринималась заказчиками PR-услуг как нечто необычное, не вполне понятное и потому требующее осторожности. Действительно, компании медленно адаптируются к новым инструментам, предлагаемым пиарщиками. И до сих пор еще бывает трудно согласовать предложение по подготовке инфографики, не говоря уже о создании видеоролика или записи видеообращения. В PR по-прежнему преобладают традиционные форматы работы со СМИ: пресс-конференция или круглый стол, рассылка стандартных пресс-релизов, анонсов - за свою вековую историю эти инструменты уже не раз доказывали свою эффективность. Но хотя информация, передаваемая от источника напрямую к СМИ (на пресс-конференции) или опосредованно (с помощью информационного сообщения), всё также востребована адресатом, тем не менее, уже пора всерьез присмотреться к изменениям в медиа, которые обусловлены появлением новых способов передачи информации.

Универсальный журналист – подарок менеджеру

Американским студентам, обучающимся по специальности "связи с общественностью", объясняют, что вовсе не обязательно предлагать клиентам пресс-конференцию, поскольку достичь того же самого результата можно иначе, причем дешевле и быстрее. Анна Качкаева в своей книге "Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные", пишет: "Мы уже привыкли, что на сайте радио выложены статьи, колонки и фоторепортажи, на сайте газеты или информационного агентства есть звуковые новости и видеорепортажи. Телевизионное ток-шоу в Интернете, помещенное на мультиэкран и поддержанное блогом телесетевого ведущего, мультимедийными статьями со звуковыми и видеофрагментами, контекстными ссылками, инфографикой, 3D-анимацией – это уже реальность".

Итак, наступило время "конвергентных" СМИ. Так стоит ли ограничиваться отправкой информационного сообщения? Не лучше ли снять и выложить видеоролик, который нагляднее продемонстрирует всё, что планировалось написать в тексте? Есть ли смысл во что бы то ни стало стремиться опубликовать в газете некий традиционный по форме материал, созданный в недрах агентства? А может, предложить журналисту лично познакомиться с интересным человеком и попросить поделиться мнением о нем в блоге на сайте этого же издания?

Американским студентам, обучающимся по специальности "связи с общественностью", объясняют, что вовсе не обязательно предлагать клиентам пресс-конференцию, поскольку достичь того же самого результата можно иначе, причем дешевле и быстрее.

Увеличение количества форматов передачи информации в рамках одного СМИ породило новый тип журналиста - "универсального", владеющего навыками не только писателя, но и оператора, фотографа, звукорежиссера. В некоторых редакциях всему этому даже учат специально. Универсальный журналист – подарок менеджеру по работе со СМИ: больше не нужны профессиональный фотограф и съемочная группа, а всё, что требуется – это интересный спикер и актуальная тема.

Интерактивность, пришедшая в российские СМИ в начале нулевых, принесла с собой и такие форматы, как интерактивные колонка и ток-шоу. Изменилось понимание новости, которая теперь представляется частью большого контекста, фрагментом огромного массива информации по ряду смежных тем. Илья Кирия, исследующий мультимедийные СМИ, обращает внимание на то, что по природе своей информация выглядит не линейно, а "древовидно", и создаваемый журналистом или пиарщиком контент может стать одной из "веточек" на общем "стволе", а конечный адресат на основании множества вариантов интерпретаций, компиляций и анализа зачастую как будто создает себе свое собственное медиа.

На гребне волны

Тренер Высшей школы журналистики Оксана Силантьева на одном из мероприятий, посвященных обсуждению развития медиа, сказала: "Пользователь не читает информацию - он ее просматривает". Ранее, в период господства традиционных СМИ, предполагалось, что информация воспринимается человеком линейно и последовательно, словно записывается на магнитофонную ленту. Поэтому тексты в газетах и журналах имели строгую верстку, располагались друг за другом и не прерывались иллюстрациями и врезами, не имеющими отношения к конкретному материалу. Однако исследования психолингвистов и физиологов второй половины ХХ века. доказали, что человек воспринимает информацию фрагментарно и выборочно, причем не всегда можно объяснить его приоритеты.

Справедливость этих выводов очевидна, потому что зачастую и мы читаем книги не по порядку и не до конца, а что касается просмотра свежей прессы, будь то газета или интернет-СМИ, мы и вовсе следуем за предпочтениями, оставляя на потом или полностью игнорируя значительную часть предлагаемого нам контента. Таким образом, "мультимедиатизация" СМИ – это реакция на изменение запросов потребителя.

Как же с учетом происходящих изменений добиться того, чтобы информация достигла своего адресата? Прежде всего надо понимать, что формат ее предоставления в первую очередь зависит от СМИ: как правило, редакция определяет, будет ли это текст или видеоиллюстрация, инфографика или мультимедийное ток-шоу. Но и PR-специалист в значительной степени не остается в стороне. Он может определенным образом влиять на выбор формата или даже предопределять его. Нужно лишь предложить редакциям обоснованные варианты для каждого конкретного случая, конечно, при этом разбираясь в теме.

Универсальный журналист – подарок менеджеру по работе со СМИ: больше не нужны профессиональный фотограф и съемочная группа, а всё, что требуется – это интересный спикер и актуальная тема.   

Революционные изменения, которые происходят на рынке носителей контента (мобильный интернет, планшетные устройства, смартфоны и так далее), заставляют лидеров медиарынка, чтобы оставаться на гребне волны, разрабатывать специальные приложения, адаптировать свои сообщения, тем самым облегчая пользователю использование предпочитаемой технологии для потребления новостей. "Аудитория больше не привязана к брендам, - говорит Наталья Лосева. - Аудитория ищет информацию, а не СМИ, причем, посредством любых носителей, которые имеются в ее распоряжении". Г-жа Лосева считает, что в этой гонке за пользовательское внимание информацию нужно "распылять на молекулы", а путь к успеху лежит в области "микротаргетинга интересов".

PR-специалистам необходимо понимать происходящее в сфере медиа, что позволит им разговаривать с журналистами и редакторами на актуальном для тех языке, использовать СМИ в своих целях наилучшим образом. Однако, как было сказано выше, пока СМИ осваивают мультимедиа-технологии, пока границы между жанрами стираются, пока меняется и заново структурируется аудитория - большинство наших клиентов по-прежнему ждет от нас традиционных публикаций в печатных СМИ в определенных объемах и с заданной периодичностью. Так что пока пиарщики находятся в определенном выигрыше от того, что СМИ меняются быстрее, чем привычки заказчиков: у нас остается время, чтобы подготовить клиентов к новым решениям. Но для того, чтобы ответить на запросы клиента завтра, нам необходимы надежные партнерские отношения со СМИ сегодня.

Оцените материал: Проголосовали: 7
Тектонические сдвиги, происходящие в медиа в последние годы, выдвинули в повестку дня вопросы: "Сколько лет еще просуществует профессия журналиста" и "Когда социальные сети заменят СМИ?". А действительно, в какой медиапарадигме предстоит работать нам – представителям PR-индустрии? Как будет меняться система взаимодействия с журналистами, насколько готово профессиональное PR-сообщество к этим изменениям? Ответы на эти вопросы предлагает Виктория ЕВЛИКОВА, руководитель группы по работе со СМИ "Компании развития общественных связей", правда, оговорившись, что тему функционирования новых медиа - блогосферы и социальных сетей - пока оставляет без внимания.

Комментарии 0